Проблема супермаркета

Без рубрикиКомментарии к этой записи отключены.

Выпускаясь из университета (или заканчивая старшие курсы) вы сталкиваетесь с тем, что выбор в жизни близок к безграничному. Понятно, что кто-то ограничен средой, кто-то семьей, но выбор в теории существует и выбор немалый. Можно начать карьеру по своей специальности, но я буду исходить из того, что выбранная специальность вас не устраивает и вы хотели бы её сменить, но толком не знаете на что.

Я называю это «проблемой супермаркета» — когда выбор настолько велик, что его невозможно сделать. Если в настоящем супермаркете еще можно как-то сориентироваться в ста видах йогурта (разница между ними не такая уж и большая), то как сориентироваться в выборе специальности? Маркетолог или проектировщик тракторов? Или управляющий полярной станцией? Можно пойти по экзотике и вспомнить, что есть специальности пиротехника, автогонщика, шпагоглотателя и даже юмориста нельзя сбрасывать со счетов.

Как понять что вам нужно?

В идеале, вы должны представлять себе даже не отрасль, а базовые характеристики специальности, которая вам подойдет. А для этого узнайте какими качествами вы обладаете, какие можно развить, а за какие даже не стоит браться. К сожалению не все качества можно развить и работа, требующая многого там, где вы слабы, попросту убьет вас морально.

Одна моя знакомая работает медсестрой в процедурном кабинете и каждый её рабочий день представляет собой выполнение пяти относительно несложных процессов. И она в полном восторге от своей работы, ей нравится, что она делает одно и то же. Я бы продержался неделю.

Два способа решения

Простой способ заключается в том, чтобы залезть во все щели, куда только можно, пока вы молоды. Причем, чем вы моложе, тем проще будет это сделать. Бесплатные летние стажировки, курсы в интернете, даже, прости господи, реклама «научим дизайну с нуля» может принести пользу – попробуйте, вдруг понравится. Превратите это в эксперимент, если вы вдруг боитесь, что это все глупо. Вы не тот, кто ничего не доводит до конца, вы экспериментатор. Этот способ хорош тем, что вы достаточно быстро (за пару месяцев) поймете, что вам нравится делать, а что нет, и насколько первого больше, чем второго.

Даже реклама «научим дизайну с нуля» может принести пользу

Сложный способ заключается в поиске сторонней помощи. Найдите человека, который пороется в вашей голове и покажет вам что-то, чего вы о себе еще не знали. Проблем у этого способа множество. Во-первых, может быть вы этого знать и не хотели, теперь же вам придется как-то смириться с неудобной правдой. Во-вторых, найти достойного профессионала это очень и очень большая проблема. В большинстве центров, специализацией которых является профориентация, вам предложат кучу тестов, которые вы будете заполнять аж до трех часов. После чего вам дадут «экспертное заключение», которое вы и сами получите, пройдя те же тесты в интернете бесплатно.

Почему второй способ сложнее? Потому что нет объективного критерия, по которому вы могли бы оценить профессионализм «советника». Единственный способ — потратить время, деньги, воспользоваться советом и только тогда вы поймете, подходит он вам или нет. Очевидный плюс в том, что если вам повезет, вы существенно сэкономите деньги и время, но если нет — нет.

Об авторе:

Сверху